Ощущение непричастности внешнему миру, беспомощности и зависимости заставляет самих стариков оценивать свой возраст как несчастье и позор. В стране, где царит культ молодости и здоровья, быть старым как минимум неприлично. На неприличных стариков трудно собирать деньги, на поездку к ним трудно найти волонтеров: какой в этом смысл? – рассуждаем мы, – ведь они не станут ни здоровее, ни моложе, не принесут нам радость и, в конце концов все равно умрут. Не проще ли вообще о них не думать?
Между тем, старость – это то, что неминуемо ожидает всех нас, вернее, тех счастливчиков, которые до нее доживут. И глупо надеяться, что именно с вами этого не произойдет, что именно ваша старость будет протекать легко и беззаботно, вы будете всегда полны сил, востребованы и окружены заботой. Конечно, я желаю вам всего этого, но чудеса случаются редко, поэтому мне очень хочется уже сегодня привлечь ваше внимание к драме этих людей.
Психологи утверждают, что старость – это самый тяжелый и последний возрастной кризис в жизни человека. При наступлении старости (а наступить она может намного раньше официальных 70 лет) человек испытывает огромный стресс, обусловленный множественными потерями, приходящими почти одновременно:
– уход близких (потеря или страх расставания с любимыми людьми);
– изменение материального положения (потеря финансового благополучия);
– ухудшение здоровья (потеря физической активности, снижение зрения, слуха, памяти, мозговой деятельности, иногда – наступление полной физической зависимости от других людей);
– уменьшение авторитета (потеря значимой роли в семье);
– изменения внешности (потеря физической привлекательности) и множество других более мелких потерь.
«Для человека, который считается сильным, важным и значимым, мир является чем-то безопасным, известным, позволяющим управлять собой. Для того, кто чувствует беспомощность, бесполезность и слабость, окружение превращается в арену действия враждебных сил, источником угрозы и страха»1. Влияние всех этих чувств приводит к еще большему ухудшению психологического здоровья еще недавно активных и здоровых людей, блокируя их реальные возможности и ускоряя процесс старения.
Между тем, старость – это не только угасание. «Помимо прогрессирующего ослабления здоровья, этот период характеризуется и особыми психологическими изменениями, такими как уход в свой внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Это своего рода кульминация накопления опыта и знаний, интеллекта и личностного потенциала»2. Кроме того, на биологическом уровне при снижении активности одних функций, одновременно происходит развитие и компенсация других, что было доказано американскими учеными. Многие другие исследования демонстрируют развитие способностей в поздних возрастах.
В связи с этим старость заслуживает, как минимум, гуманного отношения. Это хорошо понимают на Востоке, где уважение и забота о стариках является высшим культурным принципом. О том же самом говорит и одна из важнейших библейских заповедей. В тех культурах, где эти принципы соблюдаются, нет одиноких, несчастных, грустных и агрессивных стариков. Там старые люди (старейшины)крепко вплетены в семью или род, их окружают общественное признание, уважение и забота, они могут выполнять почетную и ответственную роль управления и совета, т.к. всеми признается богатство их жизненного опыта.
В России старость наступает рано, и причины этого явления не только социально-экономические, но и культурные. Мы умеем сделать людей социально старыми, принудительно отправив их на пенсию, можем даже этим способом сделать их старыми физически, ибо все жизненные системы человека взаимосвязаны. Мы умеем сделать стариков одинокими, лишив их общения с внуками или просто сдав в дом престарелых. Мы умеем их унизить, предлагая «сидеть дома и не мешаться под ногами», умеем обидеть нежеланием выслушать и игнорируя их потребности. Мы многого достигли в этом своем умении. Интересно, пригодится ли этот наш опыт нам самим через несколько десятков лет?
Все мы хоть раз лежали в больнице, и все старались как можно быстрее оттуда выбраться. Причины известны: невозможность уединения, полная социальная изоляция, замкнутое пространство, вынужденное общение с соседями по палате, отсутствие рядом близких, зависимость от чужого распорядка и медицинского персонала, ограничение любимых занятий, физическая боль. В большинстве российских домов престарелых – все то же самое. Те же боль и одиночество, только нечего и некого ждать, потому что дом престарелых – это уже навсегда. А еще почти всегда – разочарование и постоянные мысли о неправильно прожитой жизни, о бросивших детях и о своей ненужности никому в этом мире.
Во-вторых, мы можем многое им дать, ведь любое проявление внимания из внешнего мира доставляет одиноким старикам огромную радость. Подписать открытку, отправить небольшую посылку, а еще лучше – навестить самим и просто поговорить, подержать за руку, отдать им капельку своего тепла, на большее они и не претендуют. Поверьте, любое, даже самое малое проявление внимания имеет для них огромное значение. От приезда гостей старики буквально оживают, отвлекаясь от плохих мыслей и тяжелого самочувствия. И это приподнятое состояние сохраняется у них не один день, – еще очень долго после вашего отъезда они будут радоваться и жить этим событием.
2.Ермолаева М.В. «Практическая психология старости». М.: Эксмо, 2002.
3.Отрощенко А., православный портал
Автор выражает огромную признательность Жене Мазуровой за ее вдохновенное выступление на семинаре «Джойнта» 04.04.2011.